Специально для Вас, на базе нашей школы, работает Консультационный центр по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Обратившись к нам, Вы получите бесплатную помощь специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога.
Направления работы социального педагога с детьми с ОВЗ
Основные направления деятельности социального педагога в Центре.
1. Работа с семьями воспитанников:
- педагогическое просвещение родителей;
- повышение уровня родительской компетентности;
- удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
- изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.
2. Работа с педагогами:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
- удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;
- изучение факторов среды социального развития детей в образовательном учреждении.
3. Работа с воспитанниками:
- подгрупповая, индивидуальная диагностика воспитанников;
- коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;
- участие в организации досуга детей.
4.Взаимодействие с государственными и общественными структурами:
- представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах.
5. Работа с документацией:
- формирование информационного банка данных по работе с семьей;
- разработка годового и учебно-тематического плана работы;
- подготовка годовых и промежуточных отчетов;
- пополнение методической копилки социального педагога.
Организацию работы социального педагога по выделенным направлениям можно представить в виде структурно - функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК.
Информационно - аналитический блок - это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.
Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.
Взаимодействие с родителями в рамках практического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:
1. Первое направление - просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития.
Используются следующие формы взаимодействия с родителями:
- лекции;
- индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно-правовая база по защите прав ребенка», «Координация усилий Центра и семьи», «Проблема наказаний», «Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно - ориентированное общение с ребенком», «Семья и ребенок - взаимоотношения и готовность ребенка к школе», «Трудовое воспитание ребенка в семье и в Центре - основа формирования нравственно - волевых качеств», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей - основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях»;
- информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Родителям о правах детей»;
- листы - памятки для родителей и педагогов;
- размещение информации на официальном интернет сайте Центра;
2. Второе направление - продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно-делового, личностно - ориентированного общения.
- В рамках работы по этому направлению совместно с воспитателями групп используются такие формы, как родительские собрания, семинары - практикумы для родителей с участием детей (например, «Досуг семьи в жизни дошкольника», встречи с интересными людьми, приглашаются семьи неорганизованных детей на мероприятия Центра (например, акция «Здоровое питание дошкольников»). Проведение таких социально - значимых мероприятий для ребенка становится событием. Такие мероприятия способны: выступить интегрированным условием личностного развития человека - и взрослого, и ребенка; в позитивном направлении изменить ценностные установки семьи; сблизить взрослых и детей.
- С педагогами Центра проводятся мероприятия с использованием
3. Третье направление - взаимодействие с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к «группе риска».
Особое внимание уделяется взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к «группе риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными.
План работы социального педагога по взаимодействию с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к «группе риска»
3. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК.
Третий блок направлен на анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный).
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используются методы, которые применяются сразу после проведения того или иного мероприятия - это: опрос, оценочные листы, экспресс - диагностика. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используют для отслеживания оценки отсроченного результата.
Мониторинг освоения образовательной области.
При необходимости по запросу социального педагога используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводит квалифицированный специалист (педагог-психолог).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности педагогов Центра.
Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Содержание работы учителя-дефектолога исходит из цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи детям, нуждающимся в коррекции.
Содержание работы педагога подчинено следующим задачам коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка:
- Прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;
- Составление индивидуальных комплексных программ;
- Изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются:
- Диагностическое
- Коррекционное
- Аналитическое
- Консультативно-просветительское
- Организационно-методическое
Основной задачей диагностического направления можно считать выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Первичная диагностика направлена на определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях.
Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году.
Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога.
Текущая диагностика направлена на обследование возможностей воспитанников запросу родителей, педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.
Обследование детей проводится по следующим диагностическим методикам
- Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
- Основные направления коррекционно-развивающей работы:
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- умственное развитие (формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
- нормализация ведущей деятельности возраста;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
- готовность к восприятию учебного материала;
- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Аналитическое направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка.
Консультативно-просветительское направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Информирование, индивидуальное консультирование.
Родители детей с ОВЗ часто недостаточно владеют или отрицают информацию о нарушениях у ребенка. Основываясь на результатах диагностики и данных анамнеза, педагог помогает родителям разобраться и четко сформулировать трудности, с которыми необходимо работать на протяжении длительного времени. Владея всей информацией, специалист может помочь членам семьи составить план действий, направленных на получение необходимой помощи.
Проведение открытых занятий, мастер-классов.
Здесь педагог обучает родителей совместному взаимодействию с ребенком, специальным формам и методам работы с ним.
Информационно-просветительская деятельность.
Из опыта работ, можно сказать, что взаимодействие учителя-дефектолога с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и получить желаемый результат в развитии каждого ребенка. Хочется отметить, что большинство родителей тесно сотрудничают со специалистом, выполняют все рекомендации, обращаются за консультативной помощью.
Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. И очень важно знать и осознавать, что если жизнь ребенка сопровождается трудностями и проблемами физиологического развития, важно не бояться обратиться к специалисту за помощью. Ведь компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере возможна только при своевременном и дифференцированном подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.